Об открытии музея «Симбирская классическая гимназия» и связанных с этим курьезах продолжает рассказывать заведующая музеем, старший научный сотрудник Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Ирина Макеева.

Продолжение, начало – по ссылке.

После того, как в здании будущего музея завершили ремонт, требовалось расставить мебель – как подлинную, так и заказанные в саранских реставрационных мастерских новоделы, развесить в учебных классах картины, а в актовом зале – царские портреты, изготовленные в Москве художниками КДОИ (комбината декоративно-оформительского искусства).

– Кстати, до сих пор каждый «теплоходный» сезон экскурсанты спрашивают о подлинности царских портретов, порой вступая в дискуссию с сотрудниками музея. Мы часто слышим такие высказывания: «Ну ладно, портреты у вас – копии. Но рамы-то подлинные, мы уверены на 100%!». Вот такой высококлассный был у нас резчик по дереву – Данила Леонидович Двоскин. Мастер! В шутку мы его так и звали – «Данила-мастер», – рассказывает заведующая музеем.

И вспоминает другую интересную историю: курьез произошел при изготовлении стилизованных керосиновых ламп, ими занимались сразу два предприятия – производственное объединение «Утёс» (оборонный завод) и стекольный завод №2 в городе Никольске Пензенской области.

На знаменитой «Приборке» организовали молодёжный кооператив «Всплеск». Работники сумели изготовить корпуса латунных ламп, да так, что на вид не отличишь от настоящих. Им заранее были переданы образцы, описания и фотографии. Одна беда: не соблюдались сроки, а музей надо было открыть в день 120-летнего юбилея Ленина, ни часом позже. После длительных, но безуспешных переговоров руководителя кооператива с заведующей музеем к решению вопроса подключилась «тяжёлая артиллерия» в лице директора Музея-заповедника Александра Зубова.

Александр Николаевич ЗубовТот позвонил директору «Утёса»: «Алло, это объединение «Обрыв»?».

На том конце провода пауза, затем голос секретаря директора завода отвечает: «Нет, это «Утёс», Вы не туда попали».

Зубов: «Туда-туда. Соедините с директором. Это вчера у Вас был «Утёс», а сегодня уже «Обрыв»…».

Сложность заключалась в том, что председатель кооператива напрямую директору завода не подчинялся. Но через три дня корпуса ламп были на складе Музея-заповедника.

– Ночь с 21 на 22 апреля 1990 года для дирекции Музея-заповедника и его сотрудников была бессонной, но ровно в 10.00 к крыльцу музея, сверкавшему свежей краской, подъехал автобус с телевизионной бригадой, началась прямая трансляция. Открытие «Симбирской классической гимназии» было названо главным подарком городу к 120-летию со дня рождения Владимира Ильича Ульянова (Ленина). Началась богатая событиями жизнь музея. Через два года в одном из залов установили диораму «Центр старого Симбирска» с макетами гимназических интерьеров. Появилась возможность сравнения исторического центра города в 70-е годы ХIХ в. с современным. В апреле 1993 года была открыта историко-документальная экспозиция на первом этаже с разделами «История Симбирской гимназии 1809-1918 гг.», «Гимназические годы Владимира Ульянова», «Известные выпускники и ученики Симбирской гимназии», «История учебных заведений, располагавшихся в здании гимназии в 1918 -1990 гг.». В 2020 году, к 150-летию со дня рождения Ленина, была создана новая, современная версия экспозиции. Автором проекта стал дизайнер, преподаватель УлГУ Александр Рощупкин. Исторический материал, подлинники «поддержаны» мультимедийным контентом – это и дополненная реальность, и видемэппинг. Гости музея могут увидеть как сокращённую (обзорную), так и углублённую версию рассказа о самых знаменитых учениках и выпускниках Симбирской гимназии за всю историю её существования, – завершила рассказ Ирина Макеева.

Этот материал входит в цикл публикаций, посвящённых 40-летию Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина», которое отмечается в 2024 году.

Фото и исторические сведения представлены Музеем-заповедником «Родина В.И. Ленина» из собственных фондов.

Татьяна Лисицына