В понедельник, 22 апреля, на площадке комитета ЖКХ в Заксобрании Ульяновской области обсудили ситуацию, которая «близка к критической». Похоже, грядет крупная реформа в сфере ресурсоснабжающих компаний — муниципальные водоканалы хотят слить в одну организацию. Города это не затронет, объясняют эксперты. 73online.ru выяснил все плюсы и минусы.

Никого не обидеть

Глава комитета ЖКХ в облпарламенте Денис Седов рассказал об удовлетворенности населения региона отраслью ЖКХ. Социологическое исследование отмечает динамику — если в 2010 году качеством были довольны 39% граждан, то в 2023-м — порядка 60%. Но при ближайшем рассмотрении структуры жалоб понятно, что в сфере водоснабжения и водоотведения фиксируется значительное снижение.

Профильный министр Руслан Хайрудинов озвучил, что в 2024 году выделено в общей сложности 2,8 млрд рублей (1,9 млрд — из федерального бюджета - прим.). Деньги потратят на реконструкцию очистных сооружений, станции водоподготовки, строительство водоводов и ремонт ветхих сетей в муниципалитетах.

Депутаты считают, что застарелые проблемы населения сдвигаются с места очень медленно: «Если болевые точки не обозначим, то не сможем с Минфином выстроить конструктивный диалог. Надо и область не обидеть, и город поддержать».

В Ульяновске ситуация критическая

Основные проблемы сегодня — в Ульяновске. МУП «Водоканал» — в дефиците, нужна более серьезная финансовая поддержка по ремонту и замене ветхих труб. По словам мэра Александра Болдакина, ежедневно происходит от 5 до 10 порывов на сетях. Ситуация близка к критической, износ инженерных коммуникаций достиг 90%. Предприятие заменило 4,9 тысяч км сетей и отремонтировало 23 тысячи км канализации, но глобально это ничего не решает.

Экс-градоначальник, депутат Сергей Панчин согласен: «За последние 10 лет региональные власти своей тарифной политикой загнали горводоканал в угол. Чтобы все впряглись, надо посмотреть на цифры. Надо брать или бюджетом, или предлагать альтернативный вариант».

Вспомнили о слиянии

В областном правительстве напомнили, что многие субъекты РФ пошли по пути объединения водоканалов, и тенденция набирает обороты. «Пока непонятно, как узаконивать процесс в Ульяновской области, как передавать хозяйство с муниципального на региональный уровень», — разводят руками чиновники.

На самом деле, в «белом доме» вопрос поглощения структур находится на рассмотрении с 2018 года, еще при бывшем министре Дмитрии Вавилине, когда областной водоканал только создавался. Повторно — в 2022-м, когда Вавилин стал мэром Ульяновска. Считалось, что поднять уровень содержания сетей водоснабжения в селах можно за счет высокой собираемости платы по тарифам от городских промышленных предприятий, которые являются крупными потребителями ресурса.

Есть плюсы и минусы

Министр ЖКХ Руслан Хайрудинов приводит в пример «Ульяновский областной водоканал», который за семь лет стал «крупной ресурсоснабжающей организацией».

— Это объединение началось в 2009 году, когда из муниципальной собственности объекты водоснабжения Радищевского района перешли в государственную собственность и были преобразованы в ОГУП «Радищевский групповой водовод. В 2017 году предприятие было переименовано в ОГКП «Ульяновский областной водоканал», и в том же году в его состав вошел «Ульяновскводпроект», что позволило сосредоточить все этапы строительства и реконструкции объектов водоснабжения от разработки проекта до непосредственно строительно-монтажных работ в одной организации. Это как раз является одним из плюсов объединения, что весь комплекс работ сосредоточен в одних руках и нет несогласованности действий, например, между проектировщиками и строителями, - говорит глава ведомства.

Из плюсов объединения объектов водоснабжения в областной водоканал он отмечает, что наконец наводится порядок в сфере водоснабжения в муниципальных образованиях. Ведется работа с потребителями – идет работа по установке приборов учета воды в домах, таким образом устраняется практика бесконтрольного потребления ресурса. Еще из плюсов — вырос парк спецтехники и нет необходимости закупать дорогостоящую дублирующую технику в ближайших районах обслуживания. Внедряются современные цифровые технологии, что было невозможно при существующих неэффективных МУПах.

— Но мы видим и сдерживающие факторы – это и полное отсутствие ответственности муниципальной власти на местах за сферу водоснабжения в случае объединения, сложности учета специфики систем водоснабжения в каждом районе в случае единого центра принятия решений на областном уровне. Поэтому говорить об объединении водоканалов еще рано. Сейчас изучаем все плюсы и минусы возможного объединения, экономическую целесообразность, социальный аспект и пользу для жителей, - комментирует 73online.ru Хайрудинов.

Города не затронет

Как объясняет депутат Денис Седов, в современных реалиях планируется масштабирование на другие проблемные муниципалитеты. Может даже будет рассмотрен вопрос о передачи полномочий в сфере водоснабжения с муниципального на региональный уровень. Однако речи об объединении с городским водоканалом не идёт (все инициативы не будут касаться городских округов, то есть Ульяновска, Димитровграда, Новоульяновска). Из минусов реформы — районы теряют возможность управления и фактического воздействия по определению приоритетов, также они теряют львиную долю доходов в местный бюджет от крупных предприятий.

Вице-мэр Ульяновска, бывший директор МУП «Водоканал» Сергей Мальченков в разговоре с 73online.ru подтвердил — происходит укрупнение областного водоканала за счет присоединения районных сетей. Однако речи о слиянии с городом быть не может, и на то есть причины.

— Администрация Ульяновска взяла инфраструктурный займ в размере 1 млрд рублей на 25 лет в федеральном Фонде развития территорий на ремонт изношенных сетей под 3% годовых. Заключено четырехстороннее соглашение. Любая реорганизация невозможна без одобрения Москвы, но там на это не пойдут.

Единственный выход, по мнению Мальченкова — вхождение в федеральные программы по модернизации сетей. Но и тут все непросто. Планировалось, что регион получит 1,6 млрд рублей субсидий из бюджета страны, обещали, что 500 млн из них дойдет до Ульяновска. В мэрии подготовили локальные сметные расчеты, но дело до больших денег не дошло: «Эти средства мы так не дождались. Нам обещали перекинуть 100 млн рублей из области, но до сих пор этого не сделано. Мы получили лишь 10 миллионов. Надежда умирает последней», - с иронией вздыхает чиновник.

А неадекватные тарифы ведут в суд

К слову, Сергей Мальченков напомнил, что тариф на воду в Ульяновске — один из самых низких в ПФО и России, и составляет 28 рублей за кубометр. Последние три годы не было индексации, но и из области не перепало ни копейки помощи. С 1 июля тариф вырастет на 10% или на 4 рубля, но этого все равно недостаточно — экономически обоснованной цифрой считается 45 рублей за кубометр.

— Такими темпами инвестиционную программу не примут никогда. На капремонт сетей нам одобрили только 10 млн рублей, хотя ежегодно горводоканал меняет трубы локально кусками на 50-60 млн рублей. Так что те самые 100 миллионов нас бы спасли. Ремонт, кстати, мы проводим за счет недоплаты энергетикам — это круговорот долгов в природе. Задолжали 300 млн, погасили 150 млн за счет коммерческого кредита — это оказалось дешевле, чем платить пени, и позволяет не наращивать хвосты, - говорит Мальченков.

Это стало поводом для подачи судебного иска на региональное Агентство по регулированию цен и тарифов.

Дарья Косаринова